Ваге Петросян: «Самолеты и аэродромы соединят нашу большую область в единое пространство»

Ваге Петросян: «Самолеты и аэродромы соединят нашу большую область в единое пространство»
Фото: arkhangelsk.er.ru
Поводом для разговора с генеральным директором ОАО «Аэропорт Архангельск» стало его выдвижение кандидатом в депутаты Архангельского областного собрания депутатов от партии «Единая Россия».

«Ваге Самвелович, вы же человек приезжий?»

«Получается, так. Я приехал в Архангельскую область 9 лет назад. До 2009 года работал в аэропорту Шереметьево. Там начинал свою авиационную карьеру. Пришел на должность приемосдатчика багажа. В каждом аэропорту есть группа розыска багажа, вот я в ней и работал».

«Конфликтная служба, на переднем крае общения с людьми…»

«Со многим пришлось столкнуться уже на посту начальника участка. Наладишь работу на одном участке, переводят на другой, на «горячие точки». Стал исполнять обязанности начальника службы перевозок – от того момента, как пассажир зашел в терминал, и до момента его посадки в самолет. Самая ответственная служба. И тут пригласили на работу в аэропорт Архангельск, первым заместителем руководителя. Через год назначили исполняющим обязанности генерального директора».

«Ситуация на тот момент в аэропорту складывалась сложная, кризисная, помнится?»

«Время было такое. Большие проблемы с выплатой заработной платы. Людей работало 550 человек, а рейсов - в два раза меньше, чем в докризисный период. За 2009 год пассажиропоток составил 466 тысяч человек. Из международных направлений летали только в Анталию, и то изредка. Даже вставал вопрос о том, чтобы лишить нас статуса международного аэропорта. И нужно было или людей сокращать, что весьма чревато, 550 человек сократи на 30 процентов – 150 человек! - или искать пути выхода.

И мы начали «бомбить» авиакомпании: открыли аэропорт для всех – летайте! Появились рейсы в Ригу, Ереван. Аэропорт не был готов к приему больших воздушных судов. Занялись модернизацией аэродрома, получили допуск на прием самолетов больших типов. И через два года открыли беспосадочные полеты в Таиланд, затем Вьетнам, Эмираты... Стали расширять международную линейку, и дело пошло. В 2011 году мы перевезли пассажиров на 30 процентов больше, а чистая прибыль выросла в три раза. В этом году мы перевозим уже больше 900 тысяч пассажиров».

  «А что Вы считаете основными своими достижениями на посту руководителя архангельским аэропортом?»

«Самое главное – мы сохранили людей и не допустили снижения уровня заработной платы. Увеличение чистой прибыли тоже не может не отразиться на благосостоянии наших сотрудников. Появились квартальные премии. Неплохое добровольное медицинское страхование работников.

По многим направлениям мы стали первыми. Вспомните, где в Архангельске была выдача багажа? Когда в том сарае включался транспортер 1978 года выпуска, было слышно в домах поселка. А знаменитая калитка в заборе с колючей проволокой, через которую люди выходили в город с летного поля? И в любую погоду шли к месту выдачи багажа. Мы первые на Северо-Западе полноценно стали использовать телескопический трап.

Первыми стали использовать амбулаторный лифт, специально оборудованный автомобиль для обслуживания маломобильных групп населения. Такая техника стоит 15 миллионов рублей, но для пассажиров услуга оказывается бесплатно. Это не бизнес-проект, и на такие затраты редко кто идет.

Уже в конце 2011 года мы стали первыми в СНГ по динамике развития, получили диплом международной ассоциации авиапредприятий.

А помните, как прилетал в те времена рейс с Соловков? Пассажиры выходили и сами выгружали из самолета свой багаж. В нарушение всех международных правил. Сейчас же этого нет. Мы внесли в работу с пассажирами даже не цивилизацию, а, я бы сказал, гигиену. Сегодня в терминале шесть стоек регистрации, зал выдачи багажа, никто багаж до погрузчика не носит. В международном терминале в месте выдачи багажа был вообще металлический стеллаж. Все по-другому.

Посмотрите, как по-современному все делается, новая облицовка вокзала, скоро введем в строй вставку между зданиями, приводим в порядок привокзальную площадь, которую со времени строительства терминала не трогали. 

И еще одно, самое важное, на мой взгляд, так это то, что с нашим участием сохранили региональную авиацию»

«В Архангельске все, слава Богу, хорошо складывается, я так понимаю, а вот в области по-другому. Увы, но у нас редко когда что-то возрождается. Чаще уходит в небытие. Тут же другой пример?»

«Началось все с Котласа. Аэропорт был живой, 33 рейса в день. Куда только не летали, и вдруг закрытие. Мы же помним время, когда по области из деревни в деревню по воздуху добирались, и вдруг даже то, что сохранилось, при тебе уходит. Конечно, обидно. Архангельской области без региональной авиации сложно – очень большой регион. Территория обширная и авиационная география уникальная. Островные территории, побережные деревни, населенные пункты Мезенского и Лешуконского района, куда никаких дорог нет. Три месяца в году, а то и полгода туда никак не попасть, кроме как на самолете.

Вернули Котлас. Частный собственник уже к тому времени распродал технику. Мы выкупили у него аэропортовое имущество, необходимое для организации полетов, и уже через полтора месяца возобновили работу аэропорта. Восстанавливать пришлось очень многое, еще больше с нуля делать. Регулярные рейсы теперь связали через Котлас Архангельск и Сыктывкар. Установили новое свето-сигнальное оборудование, топливозаправочный комплекс… Полноценный аэропорт, заходишь внутрь – не узнать: все окна поменяли, отопление, газ подвели. И как радуешься, когда на глазах жизнь возрождается. Такая же картина в Лешуконье. Слышишь, что имущество аэропорта Лешуконское выставили на торги как непрофильный актив, и понимаешь, что для области это убыток. А быть свидетелем того, что завтра в Лешуконском не будет аэропорта, не хочу. И при нашем участии мы сохранили в области и этот аэропорт».

«То есть, теперь аэропорты Архангельской области в вашем ведении?»

«Скажем так, под нашим патронажем. Аэропорты Котлас, Лешуконское, четыре посадочные площадки в Лешуконском районе, куда летают регулярные рейсы, санавиация, Мезень…»

«В Мезени тоже своя история?»

«Интересная там история. Они очень переживали, что их закроют. Сейчас делаем ремонт крыши. Натяжные потолки, кладем ламинат, стены гипсокартонном «зашиваем», оборудуем маршрут пассажира, туалеты, стойку регистрации… Пока пассажиров туда не пускаем, хотим, чтобы на первый рейс зашли и ахнули. Недели через две завершим работы полностью».

«А Соловки?»

«Соловки –  наш бренд. Там долгое время ничего не делалось. Металлическая полоса 1985 года выпуска. Конечно, мы обеспечиваем безопасность полетов, но с каждым годом это делать все труднее. В этом году удалось найти 500 плит. Не выпускаются они уже, а другой маркой заменить нельзя.

Нас поддержал Игорь Анатольевич Орлов, удалось пробить федеральную целевую программу, и уже в текущем году нам по ней выделяется часть из двух с половиной миллиардов рублей на полную реконструкцию взлетно-посадочной полосы. На острове сделать такое, как в космос слетать. Для сравнения – реконструкция по федеральной целевой программе перрона Архангельского аэропорта, которая была проведена два года назад (он теперь у нас самый современный, кстати), обошлась менее двух миллиардов. А там много стоянок воздушных судов, оборудование, начиная аэродромными распределительными колонками для электроснабжения воздушных судов, заканчивая специальной площадкой для антиобледенительной обработки.

В конце августа получаем заключение экспертизы по проекту реконструкции Соловков и начнем делать. К сожалению, на Соловках ни одна стройка не заканчивалась в срок, поэтому постарались предусмотреть все. Переводим отопление на дизельное и, наконец-то, сделали в деревянном терминале современные санузлы. Вот такие у нас дела – все бурлит, все двигается».

«Откуда ваши корни, Ваге Самвелович?»

«Я родился в Ереване, тогда еще Армянской ССР.  Папа военный, и так получилось, что он переехал в Россию, потом и мы с братьями к нему. Старший брат, кстати, кандидат исторических наук, защищает докторскую диссертацию. Средний брат – стоматолог-ортопед, живет в Москве. Я – младший в семье. Женат. У меня тоже трое детей. Пока».

«Получаете пособие от государства, как многодетная семья?»

«Нет, не получаю. Думаю, после четвертого ребенка обратиться. Мало троих. Мой дедушка шутил: из-за одного ребенка целую жену занимать? Природе сначала надо долг вернуть – ты один, она одна, двоих детей надо обязательно, а потом уже решайте. Так что мне троих мало, хочу четвертого, но предстоит провести серьезный переговорный процесс.  С женой».

«Обычно человек, занятый любимым делом, особенно, когда оно получается, редко идет в политику. Что вас подвигло принять участие в праймериз, а теперь и в выборах? Зачем Вам это нужно?»

«Долгое время я считал, что самая лучшая гарантия профессионального, да и вообще, долголетия – быть подальше от политики. Было много кампаний, можно было и раньше пойти на выборы.

Почему сейчас? Наверно, потому, что руководству региона и Партии нужны депутаты, которые на деле доказали свою компетентность, которые непосредственно руководят людьми, знают их заботы, каждый день участвуют в решении проблем своих сотрудников и клиентов.

У меня был случай: на разборе докладывают, что наш молодой водитель спасательной службы пришел домой, лег и встать не может. Какое-то редкое заболевание мышц. Лечится просто, но на лекарства нужны большие деньги, а у семьи их нет. Наверно, печальный исход ждет парня. Как так?! Мы переживаем, когда у нас аэропорт закрывается, а тут человек. Стали искать лекарства. Нашли.

Я слетал в Москву, хотел сам убедиться, что нужный препарат приобрели, что специальные условия перевозки обеспечены. Привез. Человека спасли. Приехал в больницу, он еще не вставал, но руку сам подал. Вот что дорого. Я не к тому, что «я хороший», а к тому, что нужны люди, которые такие вещи видели и ими занимались лично. Которые «на земле» с проблемами сталкиваются, знают их и умеют решать».

«А почему «Единая Россия»? Есть же и другие партии? Тем более, что сейчас она не в самом выигрышном свете предстает в связи с законопроектом по изменению пенсионной системы?»

«Я в партии «Единая Россия» уже давно, десятый год. Каждому руководителю, да и мужчине, если попал в трудную ситуацию, нужно бороться с обстоятельствами. Сегодня партию бросил, завтра семью, затем страну. Я такой подход к жизни не одобряю.

Конечно, для выборного процесса изменение пенсионного законодательства создает «Единой России» определенные трудности, но делать-то что-то надо? Мы же не одним днем живем. Я и своих детей так воспитываю: нужно работать, и все будет хорошо.

Мы за все в этой жизни должны отвечать. А ведь люди часто остаются у разбитого корыта, потому что кто-то уступил соблазнам, кто-то не получил соответствующего воспитания… 

Помните японский фильм «Легенда о Нараяме», где стариков жители деревни носили на гору и оставляли? А потом сын просит отца показать ему дорогу на ту гору, чтобы, когда придет время, он его туда отнес. Можно быть самым красноречивым человеком, но нельзя убедить другого не поступать так, как поступил ты, если ты сам показал, что надо делать именно так».

«Вы показали на праймериз хороший результат…»

«Для меня он стал сюрпризом. Мы знаем, что с людьми надо разговаривать, но я никогда не думал, насколько это правильно. Люди выговаривались, и оказывалось зачастую, их неприятие происходящего продиктовано весьма простыми вещами, мелочами. Но из мелочей и состоит наша жизнь.

Вот, например, в Североонежске, чтобы получить три баночки детского питания,  молодым матерям приходилось ездить в Плесецк. И молодые семьи, понятно, были недовольны таким отношением. Кто-то кого-то не услышал, подумали, дескать, рассосется. Обсудил ситуацию с главным врачом, она человек понимающий: да какие проблемы, говорит? Сняли проблему. Элементарные вещи, просто нужна забота о людях».

« По какому девизу живете? Есть у вас жизненный принцип?»

«Девиз зависит от поставленных задач и ситуации. Существует стратегия выжидания, а у тебя девиз «Только вперед!», и что? Смотрю по обстоятельствам, по ощущению. Как с выборами. Было время, чувствовал, что мне это не надо. А сегодня понимаю, что депутатскую площадку нужно использовать максимально. Дело не в том, что я стремлюсь попасть в областное Собрание – просто хочу, чтобы это была регулярная целенаправленная работа».

Когда я анализирую выделение средств из областного бюджета на те или иные цели, возникают вопросы. Никто не спорит, что на дороги средства должны выделяться, но и местной авиации тоже надо развиваться, а не нищенствовать. Баланс нужно держать. И понимать, что для людей сегодня меньшими средствами быстрее обеспечит транспортную доступность?

По нашей программе, через три, максимум пять лет, мы полностью уходим от субсидирования бюджетом. Один аэропорт в год обещаем открывать. Старшие братья кормят младших. Пошли в Каргополь. В следующем году открываем Вельск. Мало того, что уходим от субсидий, но и полностью обеспечиваем транспортную безопасность региона. Губернатор нашу программу одобрил. Понятно, что дивидендов при таком развитии не будет, но результат того стоит. Мы сейчас занимаемся собиранием имущества – у частников выкупаем и возвращаем в область. Такого в стране нет больше нигде.

«А почему именно Плесецк, как округ, у вас?»

«Там есть у военных хороший аэродром, с параметрами лучшими, чем в Архангельске. И есть огромное желание и у командира космодрома, и у города, и у нас открыть гражданский аэропорт. Не такие большие затраты. И начать выполнять регулярные рейсы. Насколько сократится время в дороге для жителей района?! Москва, Петербург, Архангельск – эти маршруты там будут работать. Любой авиатор выходит на поле и видит аэродром, хоть там и трава растет.

На Руси всегда как было? Когда гостей ждешь, и дом приберешь, и на стол накроешь, и двор в порядок приведешь, и оденешься опрятно. Сам можешь и на хлебе посидеть, а для гостей расстараешься. А мы каждый день в аэропорту гостей принимаем, нам нужно хорошо выглядеть».

 
По теме
2-й Архангельский объединенный авиаотряд переносит рейс № 689 Архангельск – Соловки из аэропорта «Васьково» в аэропорт «Архангельск» с 10 по 31 августа.
Источник фото: ГАУ Архангельской области «Патриот» - Газета Вельские вести Источник фото: ГАУ Архангельской области «Патриот» В областной столице проходит региональный патриотический форум «Юнармия.
Газета Вельские вести
У северодвинских студотрядов – новоселье - Администрация г. Северодвинска    На базе общежития техникума судостроения и машиностроения (улица Карла Маркса, 34А) появилось современное и комфортное помещение для участников студенческих отрядов города корабелов.
Администрация г. Северодвинска