Затягивание областным Агентством по тарифам и ценам утверждения тарифа для МУП «Водоочистка» может привести к коллапсу системы водоснабжения на окраинах областного центра.
«По мнению юристов муниципально-правового департамента мэрии отказ Агентства рассматривать заявку на установление тарифа не обоснован, — отметил заместитель мэра по городскому хозяйству Святослав Чиненов. — Аргумент о не соответствии законодательству способа передачи имущества новому предприятию основан исключительно на вольной трактовке Агентством по тарифам и ценам нормативных документов. МУП „Водоочистка“ создано с соблюдением всех требований закона. Имущество передано предприятию в соответствии с Гражданским кодексом и федеральным законом о „Государственных и муниципальных унитарных предприятиях“. При его регистрации у ФРС не возникло каких-либо вопросов. Мы считаем, что Агентство по тарифам и ценам затягивает процесс рассмотрения тарифа для нового предприятия».
Таким образом, повторяется ситуация прошлого года, связанная с затягиванием утверждения инвестиционной программы МУП «Водоканал». Агентство по тарифам и ценам в 2013 году откладывало утверждение инвестпрограммы предприятия, поскольку с 1 января вступали в действия законодательные нормы, предусматривающие обязательность наличия Схемы водоснабжения.
Для скорейшего утверждения инвестпрограмм МУП «Водоканал» и МУП «Водоочистка» мэрия Архангельска инициировала разработку Схемы водоснабжения города. Для подготовки этого документа были привлечены специалисты ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», с которым муниципалитет заключил соглашение о сотрудничестве. Утверждение Схемы запланировано в ближайшее время.
Однако теперь Агентство по тарифам и ценам области отклоняет заявку на тариф для МУП «Водоочистка» по похожим соображениям. С 1 января 2015 года вступают в действие нормы законодательства об обязательности заключения концессионных соглашений в сфере ЖКХ. Фактически действия Агентства, направляемые правительством региона, ведут к неизбежному банкротству МУП «Водоканал», с последующей его передачей в частные руки, что приведет к росту платы за воду и канализацию для горожан. При этом под угрозу ставится надежность водоснабжение окраин Архангельска.
Значительная часть водопроводно-канализационного хозяйства досталась городу «в наследство» от поселкообразущих предприятий: коммуникации в поселке 29-го лесозавода и на Бревеннике, на Экономии и Кегострове, Турдеево и Хабарке, на Левом берегу строились лесозаводами. В 2000-е как и жилфонд они оказались не нужными новым собственникам предприятий. Для того, чтобы жители отдаленных территорий не остались без воды было принято решение о передаче бывших «бесхозов» на обслуживание МУП «Водоканал». Изношенные сети, которые ранее не принадлежали муниципалитету, ему пришлось латать за свой счет.
Пока тарифы на водоснабжение и водоотведение устанавливали городские власти, потери, которые нес МУП «Водоканал» компенсировались из городского бюджета. При этом плата для населения за воду практически не поднималась, а долги населения города за воду в итоге сейчас составляют почти 200 млн. рублей.
Ситуация изменилась после того как с 2010 года тарифное регулирование услуг МУП «Водоканал» стало полномочием областного правительства. Утверждаемый ежегодно, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области тариф, меньше экономически обоснованного, в среднем на 35-40%.
По закону разница должна компенсироваться из областного бюджета. Однако выделяемые на эти цели средств — так называемая «дельта В» более чем в два раза меньше, чем реальные затраты МУП «Водоканал».
Результатом такой тарифной политики стали убытки предприятия — за три года они превысили 750 млн. руб. В итоге «Водоканалу» остро не хватает средств даже на решение текущих проблем. Кроме того итогом тарифной политики правительства области стали долги перед другими организациями коммунального комплекса — «Архэнергосбытом» — за электроэнергию, СЦБК — за очистку стоков, и общее ухудшение качества услуг по водоснабжению и водоотведению.
Для выхода из сложившейся ситуации мэрия Архангельска и МУП «Водоканал», в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» разработали концепцию реструктуризации деятельности водопроводно-канализационного хозяйства. Наряду с существующим МУП «Водоканал», по согласованию с депутатами городской думы было создано МУП «Водоочистка». Предприятию были переданы локальные водо- и канализационные очистные сооружения, а также сети на островах и в поселках, не подключенных к централизованной системе водоснабжения. Плата для населения за воду и канализацию в черте города должна остаться одинаковой.
«Создание МУП „Водоочистка“ оптимизирует работу водопроводно-канализационного хозяйства и выполнит две задачи — установление экономически обоснованного тарифа для периферийных участков без повышения платы для населения и обеспечение возможности дальнейшей работы МУП „Водоканал“, на обслуживании которого останется холодное водоснабжение и водоотведение в центре города, — отметил директор МУП „Водоканал“ Сергей Рыжков. — МУП „Водоочистка“ будет наделено статусом гарантирующего поставщика по холодному водоснабжению и водоотведению на о. Хабарка, о. Кего, п. Зеленый бор, п. Лесная речка, п. Турдеево, о. Бревенник, п. 29 л/завода, п. Цигломень, п. Кирпичного завода, п. Зеленец».
В соответствии с федеральным законодательством индекс роста тарифов не применяется для вновь созданных организаций. Поэтому при образовании нового предприятия МУП «Водоочистка» областным Агентством по тарифам и ценам должен быть установлен экономически обоснованный тариф. Разница между экономически-обоснованным тарифом и платой для населения финансируется из областного бюджета. При этом функции регулирования тарифов принадлежат правительству области.
В правительстве области весьма избирательное отношение к своим обязанностям. Например, для ОАО «РЖД» осуществляющего водоснабжение в микрорайоне станции Исакогорка, в 2013 году Агентством по тарифам и ценам установлен тариф на водоотведение на 50% больше, чем действующий для МУП «Водоканала» (32,17 руб. за куб. м — 21,49 руб. за куб м), а на водоотведение — на 280% (53, 24 руб. за куб. м — 19 руб. за куб. м). Таким образом, новое муниципальное предприятие вправе рассчитывать на установление экономически обоснованного тарифа и получение компенсации разницы между ним и платой для населения из областного бюджета.
«В связи с тем, что МУП „Водоканал“ находится в кризисном финансовом положении, реализация инвестиционных программ, а уж тем более привлечение инвестиционного капитала серьезно затруднено, — отметил заместитель мэра по городскому хозяйству Святослав Чиненов. — Привлечение инвестиций возможно при обязательных условиях своевременного возврата и прибыльности вложенных средств. Создавая предприятие МУП „Водоочистка“, мы делаем первый шаг для обеспечения инвестиционной привлекательности водопроводно-канализационного хозяйства Архангельска. Но при этом необходимо понимать, что любой инвестор будет, прежде всего, ориентироваться на гарантии установления экономически обоснованных тарифов».
Чтобы привлечь серьезные государственные и частные инвестиции, необходимо подкрепление разработанной программы комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры Архангельска соответствующими тарифными решениями на уровне области и федерации. Город рассчитывает, что решения областного Агентства по тарифам и ценам будут направлены на создание долговременной нормативной база для частных инвесторов, готовых вкладывать средства в модернизацию объектов коммунального хозяйства Архангельска, сообщает сайт пресс-службы городской администрации .