Сотрудники лаборатории арктического биомониторинга выступили с пленарными докладами на Международной научно-практической конференции ЕвроАрктика-2017 , которая в 4-й раз прошла в г. Нарьян-Мар. В ходе выступлений, в которых приняли участие представители администрации Ненецкого автономного округа, Республики Коми, ООО «Газмпром нефть шельф», ООО «Восток-НАО», ММБИ и ИППЭС Кольского НЦ РАН, Института криосферы Земли СО РАН, САФУ, Петрозаводского государственного университета, компании «Акваплан-нива» (Норвегия), Университетской больницы Северной Норвегии прошло всестороннее обсуждение охраны окружающей среды в арктическом регионе. Следует отметить, что органы государственной власти в регионе уделяют большое внимание к формированию и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды. Был рассмотрен широкий круг вопросов мониторинга морских и наземных экосистем. Впервые на мероприятиях данного уровня (конференции ЕвроАрктика и ЭкоПечора) особое внимание было сосредоточено на биологическом мониторинге. Это стало возможным благодаря реализации проекта «Разработка методологии мониторинга, оценки, прогнозирования и предупреждения рисков, связанных с переносом биологическими путями высокотоксичных загрязняющих веществ, способных накапливаться в пищевых цепях и распространяться в арктических экосистемах» в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова.
Заведующая лабораторией Татьяна Юрьевна Сорокина рассказала о «правовых аспектах внедрения государственной системы биологического мониторинга как механизма сохранения благоприятной окружающей среды в Арктике».
— После ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях последовали изменения в российском законодательстве. Так, в законе Об охране окружающей среды появилось само понятие загрязняющих веществ. Правительством РФ был утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Однако этот перечень касается только атмосферного воздуха, вод и почв. В то же время основным источником поступления в организм человека стойких загрязнителей является пища. Да, в России осуществляется государственный контроль за производством продуктов питания, но рацион питания коренных народов Арктики в основном состоит из мигрирующих видов рыбы, птиц и диких животных, концентрации стойких токсичных веществ в которых государством не мониторируются. В связи с этим, риски для здоровья населения Арктической зоны Российской Федерации, ведущего традиционный образ жизни, колоссальны. — отметила Татьяна Сорокина.
Доклад вызвал большой интерес среди участников конференции, которые приняли активное участие в обсуждении обозначенной проблемы и подтвердили актуальность проводимых исследований.
Заведующий сектором Андрей Сергеевич Аксенов сформулировал основные положения, объясняющие, почему «Ненецкий автономный округ — ключевой регион в реализации региональных систем биологического мониторинга». Среди них: уникальность животного мира, этническое многообразие, традиции в питании коренных малочисленных народов, доступность, опыт реализации систем мониторинга (AMAP). В докладе были приведены первые данные по исследованию накопления пестицидов в мышечной ткани гусей Anser fabalis , используемых в пищу жителями пос. Красное.
Ведущий научный сотрудник Валерий Петрович Чащин обратил особое внимание на критерии оценки медико-экологического благополучия населения Арктической зоны Российской Федерации. Он рассказал о ранее проведенных исследованиях в различных группах населения, проживающего в российской Арктике, которые показали, что низкие температуры могут существенно усиливать вредные эффекты для организма человека, вызываемые токсичными веществами. Ученый отметил необходимость оценки и прогнозирования рисков вредного воздействия на организм человека, связанных с переносом и распространением опасных загрязняющих веществ биологическими путями.
По итогам конференции была принята резолюция, в которой, в частности, указано на необходимость выхода с нормотворческой инициативой об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, для объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы.