Бочага расположена на берегу протока Маймакса в устье Северной Двины между двадцать третьим и двадцать четвёртым лесозаводами
В Великую Отечественную войну здесь, в небольшом заливе, по берегу располагались зенитные батареи, которые отражали самолёты противника. Они из Финляндии прямым курсом пробивались, чтобы уничтожить порт «Экономия». Он был очень важен – ведь через этот порт проходили грузы для фронта согласно договору «Ленд-лиз».
Зенитная батарея строго следила днём и ночью, чтобы не дать прорваться к порту самолётам-бомбардировщикам противника.
Например, 24 августа 1942 года батарея отбивала ночной налёт вражеских самолётов. Это сбило их с направления и противники не смогли долететь до заданной цели. Они пролетели над посёлком двадцать седьмого лесозавода и вышли на протоку Кузнечиха и вдоль водной глади устремились к центру Архангельска. А люди самоотверженно защищали свой город от бомбардировки противника.
В Бочаге зенитки стояли недалеко от домов. Когда они начали пальбу, многие жители посёлка испугались и убежали в лес. Мне тогда было всего несколько дней от роду. Мои перепуганные две старшие сестры схватили меня и тоже убежали в лес. Там со мной они просидели потом целый день – страшно было возвращаться. А мама оставалась дома – там была больная бабушка и хозяйство.
Крепкая оборона маленькой Бочаги стояла до конца Великой Отечественной войны, и после неё долго оставались следы выкопанных окопов. В мирное время местные жители спланировали и построили небольшие приусадебные участки, выращивали овощные культуры, что очень помогло в трудные послевоенные годы.
Сейчас нет лесопильных заводов, народ уезжает, забрасывает некогда дорогую землю, и она зарастает травой и бурьяном. Осталась грунтовая дорога, ведущая к знаменитой Новодвинской крепости, по которой едут туристы, чтобы посмотреть на величественное старинное сооружение, которое держало оборону от заморских завоевателей.
Но также бы хотелось, чтобы в памяти осталась маленькая Бочага, которая тоже мужественно держала оборону от завоевателей.
************
факты
Стратегически важный
В сентябре 1941 года Совнарком СССР принял решение об обеспечении круглогодичной работы Архангельского торгового порта. Он становится стратегически важным для страны. Началось строительство железнодорожной ветки от Исакогорки до района Экономия, в несколько раз была увеличена несущая способность причалов на Бакарице и Экономии.
31 августа 1941 года порт принял первый союзный конвой «Дервиш». Значение порта Экономия возросло во второй половине 1941 года – через него прошёл весь объём грузов по ленд-лизу из‑за того, что мурманский порт находился в стадии эвакуации.
Анатолий ДАНИЛОВ, ровесник тех событий в маленьком населённом пункте Бочага