Когда праздник заканчивается, его всегда хочется продлить – хотя бы на миг. Или хотя бы восстановить мгновения, остановившиеся в фотографиях.
«Правда Севера» вспоминает фестиваль «Европейская весна», который в двенадцатый раз провел Молодёжный театр.
«Европейская весна» прошла в Архангельске с 22 марта по 19 апреля, и даже с минимальным участием зарубежных артистов фестиваль подарил нашему городу шоу мирового уровня. Четыре коллектива из пяти, приехавшие на фестиваль, географически – не европейские, а русские. Но по уровню концептуальности и подходу они – истинные европейцы.
За этот почти месяц в Архангельске побывали пять разных творческих коллективов. Каждый из них приехал в наш город со своим видением и своим посланием, но сообща они доказали одно: в мире искусства иностранных языков не существует: художественное произведение понимаешь, несмотря на любой языковой барьер, будь то опера на испанском, французский шансон или клоунада – вообще без слов.
Аргентина – женщина
Хотя театр и спектакль, которые открывали фестиваль 22 марта, назвать русским можно поскольку-постольку. Создал независимый «Театро ди Капуа» российский режиссёр швейцаро-итальянского происхождения Джулиано ди Капуа, его постановка «Мария де Буэнос-Айрес» поёт хвалу Аргентине, а главную роль в ней исполняет аргентинско-швейцарская певица Габриелла Бергалло.
«Мария де Буэнос-Айрес» – это инженерная танго-опера на либретто поэта-авангардиста Орасио Феррера и музыку Астора Пьяццолла. Она была создана в 1967 году, а в своём театре Джулиано ди Капуа поставил её к 40-летию произведения.
Память об этом необыкновенном действии – оратории, повествующей о жизни, смерти и возрождении Марии, воплощающей в себе культуру танго, – запомнится не только в визуальных образах, но и в звуках – скрипке, баяне, фортепиано, контрабасе и гитаре, – и, что само удивительное – в запахах. Причём запахах исключительно натуральных: корицы, топлёного масла, жареного лука и, конечно, эспрессо. На спектакле на сцену было высыпано около шести килограммов кофе.
Опера состояла из 16 картин, почти каждая из которых была связана с танцем или музыкальным произведением – балладой, милонгой, фугой, вальсом, токкатой и других. Образы этих танцев и мелодий воплотили артисты академии русского балета имени Вагановой Александра Вахтер и Михаил Имамуддинов.
Песни-наблюдения из блокнота чудака
Французский шансонье Седрик Булар и его ансамбль «Boule» выступили 23 марта в клубе «Колесо».
На сцену музыкального клуба француз вышел с тремя своими соотечественниками и коллегами – саксофонистом и флейтистом Жюльеном Эй, барабанщиком Николя Лельевром и контрабасистом Кристофом Фукро. Кстати, Фукро показал мастерство игры на ещё одном, менее традиционном инструменте, – пиле.
На концерте Булар сотоварищи исполнил песни собственного сочинения, основанные на наблюдениях жизни: главным образом, встречах с людьми. Например, с представителем практически уже исчезнувшей профессии – старьёвщиком, – или с пожилым господином – велосипедистом и увлеченным астрономом. Некоторые песни в репертуаре «Boule» посвящены детям Седрика Булара, например, его старшей дочке, которую он за неуклюжесть прозвал Пьером Ришаром.
Надо сказать, что «Boule» впервые приехали в Россию. Они оказались в Архангельске даже на день раньше, чем в основном пункте назначения – Санкт-Петербурге, где в конце марта проходил фестиваль «Франкофония».
Полёт НОМальный
Пожалуй, выступления петербургской абсурдистской рок-группы «НОМ», название которой расшифровывается как «Неформальное Объединение Молодёжи» (это при том, что группе в этом году исполнилось 30 лет!), архангельская фестивальная публика ждала чуть ли не с самыми сильным нетерпением.
И не зря: шоу получилось ураганным и очень уместным для 1 апреля. Да, именно шоу, потому что «НОМ» – не из тех, кто будет тихонечко сидеть и петь песни под гитару на «квартирнике». Музыканты вышли на сцену в очень весенних и эпатажных образах – ситцевых галифе с берёзовым узором и рубахах в подсолнух, а главные шоумены – Николай Копейкин и Федул Жадный – вообще без инструментов. Зато – с бутафорскими кувалдами. Особенно харизматичен был Жадный в своём огненно-красном комбинезоне.
А аккордеонистка Варвара Зверкова покорила публику своим звонким – местами даже пронзительным – вокалом, комическим обаянием, энергией молодости и неудержимостью игры на инструменте.
Революция в искусстве
Настоящим событием 12-й «Европейской весны» наравне с концертом «НОМа» стал спектакль «Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля, который состоялся 12 апреля на сцене архангельского театра драмы.
К ней приложили руки знаковые фигуры современного театра – режиссёр Максим Диденко, – тот самый, который поставил летом 2016 года в Архангельске поэму «Путями Каина. Трагедия материальной культуры», – Мастерская Дмитрия Брусникина, композитор Иван Кушниром, художник Павел Семченко из Русского инженерного театра «АХЕ» и хореограф Илья Оши.
«Конармия» – это балет-оратория. Львиную доля впечатлений и переживаний от её просмотра зрители получают через песни, написанные Иваном Кушниром на отрывки из текста Бабеля. В спектакле есть даже песня про оранжевое солнце, которое «катится по небу, как отрубленная голова».
Запомнится «Конармия» и тем невероятным бесстрашием и самоотречением, с которым молодые артисты бросались выполнять даже самые сложные задачи, поставленные режиссёром Максимом Диденко. Это был спектакль-страдание: как для них, так и для зрителей.
Этот поезд к мечте
А завершал «Европейскую весну» 19 апреля спектакль-счастье – новое шоу петербургской театральной компании «Семьянюки» – «Семьянюки Экспресс».
Однажды, давным-давно, «Семьянюки» уже побывали на фестивале в Архангельске – тогда ещё в составе «Лицедеев» под руководством Вячеслава Полунина. Теперь же они самостоятельно гастролируют по всему миру, как автономный коллектив, и наравне со своим первым шоу показывают клоунский спектакль «Семьянюки Экспресс», действие которого происходит в вагоне-ресторане поезда.
Поставила его Яна Тумина, которой помогали художники-постановщики Юрий Сучков и Борис Петрушанский. В шоу задействованы шестеро клоунов – Александр Гусаров, Ольга Елисеева, Касьян Рывкин, Елена Садкова, Марина Махаева и Юлия Сергеева.
Шоу «Семьянюков» как нельзя лучше подошло для завершения фестиваля. Потому, что это праздник. Отличное напоминание о том, что значит «Европейская весна» для города. Ведь даже само слово «фестиваль» происходит от латинского «праздничный».
Заголовок в газете: Весна прошла, радость осталась
Мария АТРОЩЕНКО, фото Артема Келарева