Листая страницы истории аэропорта…

Листая страницы истории аэропорта…
Листая страницы истории аэропорта…
Листая страницы истории аэропорта…
Листая страницы истории аэропорта…
Листая страницы истории аэропорта…
Фото: arhaero.ru
История образования акционерного общества «Аэропорт Архангельск» тесно связана с развитием Гражданской авиации на Севере, которая берет свое начало в 20-х годах XX века. В 30-е годы через Архангельск прокладывались маршруты полярной авиации летчиками: Б.Г.Чухновским, Ф.Б.Фарих, Героями Советского Союза М.С.Бабушкиным, М.С.Водопьяновым, В.С. Молоковым и др.  в 1937 году отсюда стартовала первая советская воздушная экспедиция на Северный полюс, под руководством О.Ю.Шмидта. В 1938 году Архангельск стал конечной точкой беспосадочного перелета из Севастополя на гидросамолете летчиц Полины Осипенко, Марины Расковой и Веры Ломако.

С 1931 года аэропорт с грунтовой искусственной взлетно-посадочной полосой находился на острове Кего. Однако каждую весну и осень остров затапливало, и самолеты эвакуировали на военные аэродромы, в том числе и в Талаги, где аэродром существовал с 1942 года. Испытывали неудобство и пассажиры, которым приходилось во время ледостава и ледохода перебираться с багажом через Северную Двину по деревянным мосткам. В связи с этим руководитель Архангельского объединенного отряда пилот 1-го класса Киселев Владимир Тимофеевич совместно с руководством области добился реконструкции военного аэродрома в Талагах. На месте редколесья военные строители уложили первые бетонные плиты. Совместно с военными к 1963 году была введена в строй взлетно-посадочная полоса с железобетонным покрытием длиной 2200 метров.

ЗНАЧИМЫЕ ДАТЫ

5 февраля 1963 года – День рождения аэропорта «Архангельск» (Талаги).

Первыми с Кего сюда перевели экипажи Ли-2 и Ил-14. Регулярные рейсы в Москву и Ленинград на Ил-18 были открыты 25 февраля.  Открытие нового аэропорта, и начало эксплуатации таких воздушных судов, как Ил-18, существенно увеличило объемы авиационных перевозок, дало возможность значительно расширить географию полетов.

06.11.1964 г. - открытие аэровокзала

К новому аэропорту из города Архангельска была построена автомобильная дорога. Что же касается здания аэровокзала, то оно было открыто 6 ноября 1964 года. Весь первый этаж был отдан пассажирам, так здесь располагались: авиакассы, справочное бюро, два буфета, киоски, комнаты матери и ребенка, здесь же проходила регистрация на рейсы.

На втором и третьем этажах расположились производственные помещения службы управления воздушным движением, связи, метеорологической, штурманской и так далее.  Начались регулярные полеты в Петрозаводск и Сыктывкар, на юг в Сочи, Симферополь, Минеральные воды, в столицы Закавказья, города Украины, Сибири и Поволжья. В летний период были организованы как дневные, так и ночные рейсы на курорты Кавказа, Черноморского побережья, Украины, Белоруссии и Прибалтики.

1965 г. - образование «Первого объединенного авиаотряда», в который входит аэропорт «Талаги» (Архангельск)

В 1963 году аэропорт начинает активно заниматься социальными программами. Был образован профсоюз предприятия, стала реализовываться социальная программа для работников, были организованы первые туристические поездки, стали традицией общественные смотры, появилась «Доска почета».

1972 г. - открытие второго аэровокзала

Авиаперевозки постепенно развивались, в 1973 году было образовано Архангельское управление гражданской авиации . 7 марта 1974 года на воздушных трассах появился ближнемагистральный ТУ-134А, один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Город на Северной Двине был связан воздушными линиями со столицами девяти союзных и восьми автономных республик, с 60 городами Советского Союза, Пассажиров, грузы и почту доставляли прямыми рейсами в: Баку, Воронеж, Гомель, Иваново Калининград, Кишинев, Минск, Полтаву,  Таллин, Ташкент и другие города. На Ан-24 из Архангельска можно было улететь в Котлас, Лешуконское, Мезень, Верхнюю Тойму, а также Ижевск, Нижний Новгород, Киров, Казань, Екатеринбург. Общая протяженность трасс в 1978 году превышала 70 тысяч километров. В этом же году свыше полутора миллиона пассажиров воспользовались услугами воздушных перевозчиков, до 1500 вылетов совершалось для оказания медицинской помощи, доставлено 30 тысяч тонн грузов для геологоразведочных экспедиций.

Сегодня в здании второго аэровокзала размещаются залы международных прилетов и вылетов и повышенной комфортности.

1983 г. - реконструкция аэропорта: увеличение длины ИВПП, строительство здания командно-диспетчерского пункта

В 1984 году прекратилась эксплуатация самолетов Ил-14, одному из которых в 1995 году на привокзальной площади аэропорта был установлен памятник. В 1986 году был сдан новый ангар, рассчитанный на ремонт одновременно трех Ту-154. Сами эти самолеты модификации «Б-2» поступили в первый отряд в 1988 году, они эксплуатировались совместно с Латвийским УГА.

1986 г. - сдан новый ангар, для обслуживания Ту-154.

В 80-ые годы в городе и аэропорту стал строиться микрорайон из крупнопанельных девятиэтажных жилых домов, было построено два детских комбината на 280 мест каждый.

21.08.1991 г. - из первого отряда выделен ГП "Аэропорт Архангельск"

Сегодня на предприятии работает уже более 500 человек. На протяжении многих лет в аэропорту сформировались династии. Например, в в службе ОГМ работает Боровков В.Н., его отец Боровков Н.В. и бабушка Боровкова Л.Г. также много лет отдали предприятию.

1995 г. - получен статус международного. К 2017 году аэропорт «Архангельск»

В 2010 и 2017 годах аэропорт принял почетных гостей в рамках Международного форума «Арктика – территория диалога», ежегодно принимает официальные делегации стран Баренцева региона, других официальных высокопоставленных лиц.

На территории современного аэропорта предусмотрены необходимые условия для пассажиров: комфортабельные залы ожидания, магазин беспошлинной торговли Duty Free, торговые и сервисные точки, круглосуточная касса, бары, залы повышенной комфортности, гостиница и многое другое.

Сегодня международный аэропорт «Архангельск» является центром транспортной инфраструктуры, занимает лидирующие позиции по динамике развития и производительности труда на северо-западе России, имеет стратегически важное значение для развития региона в целом. Аэропорт стал динамично развивающимся  предприятием, самостоятельно развивает инфраструктуру. Аэропорт обустроил специальную отдельную площадку для антиобледенительной обработки воздушных судов, приобрел телескопические трапы, Архангельск начал принимать воздушные суда «Boeing».

2010 г. - начало полной реконструкции аэропорта "Архангельск"

В 2010 году пост генерального директора занял Петросян Ваге Самвелович, при нем вновь началось динамичное развитие аэропорта.

Если на 1997 год приходится минимальный объем перевозок – всего 98 тысяч пассажиров, но с этого времени цифры динамично растут. Так, в 2001 году перевезено уже 105  970 пассажиров, 143 тонны почты, 890 тонн грузов, а к концу 2016 года совершено 5210 самолетовылетов, обслужено 735310 пассажиров, 749 тонн почты, 2258 тонн грузов. К концу 2017 года аэропорт «Архангельск» поставил новый рекорд: принял 893  400 пассажиров.

Сегодня международный аэропорт «Архангельск» по действующей классификации соответствует 1 категории ИКАО, относится к аэропортам федерального значения, способен принять и обслужить  воздушные суда от 4 до 1 класса, в том числе такие как тяжелый транспортный самолет ИЛ-76 максимальной взлетной массой 190 тонн, широкофюзеляжный авиалайнер В-767, который доставляет северян беспосадочными рейсами в Тайланд и Вьетнам. Для обслуживания грузовых перевозок - действует грузовой терминал мощностью 70 тонн в сутки.

2013 - завершение реконструкции терминала внутренних авиалиний

Для обслуживания воздушных судов внутренних линий предусмотрено два телескопических трапа, что предоставляет пассажирам более комфортные условия доступа в здание аэровокзала или в самолёт, без промежуточного выхода на улицу.

Для организации и обеспечения авиаперевозок малоподвижных категорий пассажиров, аэропорт, один из первых на северо-западе, оснащен специальными средствами передвижения, в том числе амбулаторным лифтом и мобильное гусеничное лестничное подъемное устройство. Кабина амбулифта рассчитана на одновременную транспортировку нескольких маломобильных пассажиров, сопровождающих лиц и реабилитационного оборудования. Спецмашина оборудована креслом-каталкой, инвалидными колясками и носилками.

2015 г.  - завершение реконструкции перронного покрытия.

Аэропорт уделяет особое внимание сохранению истории гражданской авиации на Севере, продвижению малой региональной авиации. В 2017 году принято решение о создании в структуре акционерного общества «Аэропорт Архангельск» экспозиционно-выставочного отдела, сформирована льготная программа посещений экспозиций, посвященных авиации Севера, специальные акции для детей и молодежи. На территории аэропорта «Архангельск» размещено на стоянку и для экспозиции 7 самолетов – экспонатов, есть выставочный павильон, разработано несколько маршрутов экскурсий и программа развития, направленная на профориентацию и просвещение населения.

2016 – 2017 гг. - начало строительства нового терминала и реконструкция привокзальной площади

В 2017 году впервые за много лет начато благоустройство привокзальной площади, инвестором смонтирована вставка, соединяющая павильон региональных вылетов и международный терминал. В этом новом помещении аэропорта  разместится обновленная и удобная зона выдачи багажа, кассы, появится аптека. За счет перепланировки ряда помещений будет увеличено количество стоек регистрации, приобретут и смонтируют несколько дополнительных телескопических трапов, будут установлены дополнительные интроскопы в зоне досмотра багажа пассажиров. Инвестор совместно с аэропортом прорабатывает варианты современного и интересного дизайна новых помещений с учетом северной культуры и традций.  После окончания всех планируемых работ здание аэропорта приобретет завершенный композиционный вид, будут обновлены фасады, в темное время суток здание будет подсвечено.

2017г. - начало возрождения региональной сети аэропортов.

Сегодня акционерное общество «Аэропорт Архангельск» объединяет предприятия, специализирующиеся на предоставлении полного спектра услуг по обслуживанию авиакомпаний и пассажиров.

В 2017 году реализован проект по приобретению объектов аэропортовой инфраструктуры на Соловецких островах, что позволит постепенно реализовать комплекс мер по развитию аэропорта и взлетно-посадочной полосы. Также, в рамках реализации стратегии развития региональных авиаперевозок Архангельской области, предприняты значительные усилия для расширения сети авиаперевозок через аэропорт «Котлас» и сохранения устойчивого финансового положения аэропорта «Лешуконское» (образован в 1932 году).

Предприятие ориентируется на существующий спрос и стремление улучшить качество предоставляемых услуг для гостей и жителей региона. Например, в 2017 году проведены работы по капитальному ремонту перрона аэропорта «Котлас», мест стоянок, поддержанию летной годности взлетно-посадочной полосы. Установлен заправочный комплекс. Подключена система газового отопления аэровокзала. Восстановлен фасад здания аэровокзала, произведены перепланировки с целью улучшения качества обслуживания и  удобства для пассажиров.

2018г. – на 1 января 2018 года аэропорт «Архангельск» ставит абсолютный рекорд за 55 лет – обслуживает за год 893  560 пассажиров. На 1 января 2018 года совершено 5  976 самолетовылетов, обслужено 783 тонны почты и 2  480 тонн грузов. Начинается новая история. Аэропорт переходит в областную собственность.

РУКОВОДИТЕЛИ АЭРОПОРТА «АРХАНГЕЛЬСК»

До 1991 года предприятие возглавляли: КИСЕЛЕВ Владимир Тимофеевич (1957-1965) МАРТЫНОВ Анатолий Михайлович (1966 -1979), ХИЖКО Вадим Ильич (1979-1987), ПОПЕЛЬ Василий Михайлович  (1987-1991).

С 1991 года – БУЛАТОВ Владимир Григорьевич (1991-1994), СОЛОВЬЕВ Николай Алексеевич (1994-1997), ВАСИЛЬЕВ Юрий Васильевич (1997-2010), ПЕТРОСЯН Ваге Самвелович (с 2010 года по настоящее время).

Петросян Ваге Самвелович работает в гражданской авиации с 2002 года. За время работы проявил себя как инициативный, добросовестный, ответственный и грамотный руководитель, под его р

уководством предприятие перешло на новые стандарты работы.

В декабре 2016 года Ваге Самвелович получил Национальную премию по управлению государственной собственностью в номинации «Директор года» (в категории предприятий с выручкой до 1 млрд. руб.) за успешную профессиональную деятельность, обеспечившую существенный и стабильный рост финансовых показателей аэропорта в 2014-2015 годах.

Ваге Самвелович Петросян организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, полностью соответствует квалификационным требованиям и обладает всеми необходимыми качествами современного руководителя.

Ваге Самвелович возглавляет Архангельское региональное отделение «Международной ассоциации руководителей авиапредприятий».

 
По теме
27 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА Москва, Кремль, № 634 Под таким номером вышел Указ Президента Российской Федерации о передаче в собственность Архангельской области находящихся в федеральной собственности акций акционерного об
Ресурсоснабжающая организация ведет раскопки на месте утечек из водопроводных сетей Фото: пресс-служба администрации Архангельска Как сообщили в администрации областного центра,
Холмогорский районный суд Архангельской области рассмотрел дело в отношении 40-летнего жителя района, признав его виновным в административном правонарушении (неповиновении законному требованию сотрудника полиции).
Ежегодно множество ДТП происходит именно по этой причине. Если нарушение не повлекло тяжелых последствий, водителю выпишут штраф.
В феврале ученики 3 класса МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ» снимали обучающее видео для пешеходов, в котором объяснили как правильно и безопасно переходить проезжую часть при наличии пешеходного перехода.
Как путешествовать с животными в поездах с комфортом - Администрация г. Северодвинска    Впереди лето и сезон отпусков. В связи с этим архангельская транспортная прокуратура напоминает северодвинцам о правилах перевозки домашних животных в поездах дальнего следования.
Администрация г. Северодвинска
Житель Няндомы подозревается в истязании несовершеннолетней дочери своей знакомой - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возбуждено уголовное дело в отношении 49-летнего жителя города Няндомы,
Следственный комитет
На выставке «Россия» прошли дни Виноградовского округа и Коряжмы - Пресс-центр Правительства На Международной выставке-форуме «Россия» в Москве муниципалитеты представили интерактивные программы, познакомили гостей стенда Архангельской области с культурным наследием и туристическим потенциалом территорий.
Пресс-центр Правительства
21 марта в посёлке Кривые озёра состоялся сельский сход - Сетевое издание Пинежье На встречу с местным населением приехали глава Пинежского округа Людмила Колик, председатель окружного Собрания депутатов Елена Хайдукова, главный врач Карпогорской районной больницы Светлана Тушина,
Сетевое издание Пинежье