Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 27 сентября совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. В этот день Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
«Мы радуемся, вспоминая обретение нашей главной святыни, которое произошло в IV веке, — сказал владыка в проповеди. — Но сегодня установлен пост в напоминание о том, что сила Креста особенно помогает, когда мы пребываем в воздержании и молитве. Святитель Иоанн Златоуст писал, что изображая на себе крестное знамение, человек должен исполниться благоговения, пропитаться полнотой веры. Бесы боятся креста, соединенного с верой, надеждой и благоговением».
Архипастырь напомнил, что церковная традиция именует крестом страдания, беды и испытания, которые человек переживает в мире: «Свой крест несет каждый. Кто делает это со смирением, без ропота, с благодарностью к Богу, тот будет спасен. А недовольный, ропщущий претерпевает скорби себе в погибель. Конечно, нужно пытаться менять жизнь, улучшать ее. Но когда что-то не получается, нужно благодарить Господа — это принесет мир в сердце, а за ним придет радость. Неправильно поступает тот, кто возмущается, задается вопросами, почему, к примеру, он заболел, почему страдают его дети. Такой человек объявляет виновником всех бед не диавола и собственные страсти, а других людей. Он начинает всех ненавидеть, в его сердце входит злоба сатанинская, а не благодать Божия. Мой долг напомнить вам эту святоотеческую мысль о несении креста. Чтобы мы прикладывались к великой святыне с желанием принять без уныния, отчаяния и ропота все, что посылает Господь. Посетуем Христу на свою падшую адамову природу, которая не желает смиряться. Попросим Спасителя даровать нам покаяние, как у благоразумного разбойника, который не знал богословия, не ходил в храм и не причащался, но первым вошел во врата рая».
Праздник Крестовоздвижения установлен Церковью как воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков, событие это представляется так: император Константин Великий решил отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для этого благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места ее совершения. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).
Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно, нужно было высшее свидетельство о нем. По свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина.
Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение праздновали на второй день Пасхи.
С 335 года праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю). В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое событие — возвращение Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
В 614 году Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.
По преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Большая Его часть хранится в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.
Пресс-служба Архангельской епархии