Наталья Кукаренко: Важно задать систему координат и выстроить правильную траекторию движения

Проректор по  стратегическому развитию и  внешним связям Наталья Кукаренко рассказала о  векторах развития САФУ как  «университета 3.0» и  формировании вовлеченности управленческих кадров вуза в  стратегическое планирование.

Взят курс на  развитие. 2010–2012 годы

«С  2010 года в  САФУ проходят стратегические сессии с  приглашенными экспертами, в  том  числе из  Московской школы управления «Сколково». Стратегические сессии приводились в  разных форматах, разного масштаба. В  них  приняло более 200 человек: представители ректората, руководители структурных подразделений университета, заведующие кафедрами, лабораториями, научно-педагогические работники, студенты старших курсов»,  — рассказывает Наталья Кукаренко.

По  словам проректора, участие коллективов подразделений вуза в  разработке стратегических документов и  совместное обсуждение проектов на  ученых советах позволяет корректировать траекторию развития САФУ с  учетом современных трендов системы высшего образования.

«Проектные группы работали над  стратегией развития, над  образовательной, исследовательской, инновационной, кадровой и  социально-воспитательной политикой, также велась работа по  позиционированию и  кампусной политике университета»,  — пояснила Наталья Николаевна.

С  2011 года проектные команды сотрудников САФУ проходят программы подготовки управленческого резерва на  базе Московской школы «Сколково».

«Такое обучение прошло уже  порядка 100 наших сотрудников. В  программе «Арктический вектор: стратегия развития САФУ» поучаствовали 50 человек, «Перспективы Архангельского региона» обсуждали 25 участников, по  направлению «Новые лидеры высшего образования» обучилось 11 сотрудников, двое поучаствовали в  программе «Школа ректоров: ректорский кадровый резерв» и  15  — в  программе «Школа ректоров: настройка стратегии университета». Выпускники этих программ включаются в  управленческие команды вуза для  реализации и  актуализации программы развития САФУ. Из  них  сформировались проектные группы, в  постоянном режиме работающие над  проработкой основных политик университета»,  — добавила проректор.

Материалы всех стратегических сессий, программ, результаты работы проектных групп выложены в  свободном доступе для  сотрудников на  корпоративном портале.

Наталья Кукаренко также сообщила, что  на  стратегических сессиях 2010–2012 годов участники определяли вектор развития университета, приоритеты и  логику его  позиционирования.

Актуализация. 2013–2014 годы

«В  2013 году определялись стратегические приоритеты САФУ в  федеральном и  международном контексте. Была начата практика проведения стратегических сессий на  уровне структурных подразделений: они  прошли в  институтах филологии и  межкультурной коммуникации, комплексной безопасности, педагогики и  психологии, математики, информационных и  космических технологий. Тогда шло  обсуждение Дорожной карты развития университета, проводился анализ локальных проблемных зон, выявлялись конкурентные преимущества и  возможности развития конкретного института. Была актуализирована необходимость арктической повестки в  образовательных программах и  научных исследованиях»,  — замечает эксперт.

Именно в  то  время практика разработки и  запуска Дорожных карт институтов получила распространение в  университете.

«В  ноябре 2013 года, в  рамках совместной с  Московской школой управления «Сколково» работы по  определению перспективных компетенций САФУ как  профильного вуза, состоялась экспертная сессия по  определению компетенций для  судостроительной отрасли. Она  прошла в  северодвинском филиале  — Институте судостроения и  морской арктической техники. Участниками были сотрудники САФУ, представители предприятий «Объединенной судостроительной корпорации», эксперты в  области судостроения и  в  области образования и  профессиональной подготовки. В  рамках этой сессии были представлены результаты анализа компетенций западных судостроительных компаний и  была произведена оценка их  значимости для  российской судостроительной отрасли в  перспективе на  5—15 лет»,  — поделилась Наталья Николаевна.

В  следующем 2014 году проходила актуализация программы развития САФУ. На  стратегических сессиях формировались принципы и  механизмы ее  реализации. Ожидаемыми результатами, по  словам проректора, стали актуализация программы, перечень предложений по  трансформации основных процессов университета, формирование рабочих групп по  развитию вуза.

«Кроме актуализации программы развития, обсуждалась политика Российской Федерации в  Арктическом регионе и  Арктическая стратегия университета, а  также анализировалась ситуация в  образовательном пространстве в  целом»,  — уточнила Наталья Кукаренко. —  В  том  же году были организованы компьютерный симулятор и  семинар «Управление вузом» с  целью повышения компетенций административно-управленческого персонала. Участники симулятора осваивали построение модели управления университетом, формирование «человеческого капитала», инструменты управления структурой компетенций профессорско-преподавательского состава, планирование и  управление ресурсной базой, финансовое управление, управление научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими, консалтинговыми и  инновационными разработками».

Университет 3.0. 2015–2016 год

В  2015 году началась актуализация приоритетных проектов и  программ развития университета в  рамках трансформации системы образования. Целью стратсессий того года было понимание прогнозов развития российской системы образования и  позиционирования САФУ в  ней.

Уже  в  следующем году была реализована практико-ориентированная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Стратегия развития САФУ: Университет 3.0».

«Эта  программа направлена на  актуализацию знаний о  трендах в  системе высшего образования, совершенствование профессиональных и  личностных качеств сотрудников вуза, формирование целостного представления о  политиках университета»,  — говорит эксперт.

«Стратегия развития САФУ: Университет 3.0» реализовалась в  различных формах работы. Это  были стратегические сессии с  приглашенными экспертами, работа проектных групп в  межсессионный период, применение дистанционных образовательных технологий, экспертные лекции.

Перспективы. 2017 год

«С  2016 года начата работа по  формированию проектных команд в  высших школах САФУ. Уже  видны результаты реализации комплекса мероприятий. Это  развитие управленческих команд, повышение уровня лояльности и  вовлеченности сотрудников, проработка моделей управления в  университете. В  числе тем  стратегических сессий в  2016 и  2017 году были анализ потенциала и  возможностей университета, переформатирование новых политик, внедрение современных управленческих технологий, роль университета в  развитии региона. В  качестве дальнейших перспектив и  приоритетов работы по  вовлечению персонала в  управление вузом видится необходимость системной работы на  уровне высших школ и  доработка их  Программ развития с  учетом Программы развития САФУ»,  — заключила Наталья Кукаренко.


 
По теме
На заседании ученого совета ректор Елена Кудряшова и проректор по стратегическому развитию и внешним связям Наталья Кукаренко сообщили о ходе работы над стратегией развития университета до 2030–2035 года.
Стратегическая сессия «Сколково» пройдет 5–7 июля 2017 года. В ходе стратегической сессии обсудят включение высших школ в управление реализацией пилотных проектов по созданию исследовательской магистратуры,
На выставке «Россия» прошли дни Виноградовского округа и Коряжмы - Пресс-центр Правительства На Международной выставке-форуме «Россия» в Москве муниципалитеты представили интерактивные программы, познакомили гостей стенда Архангельской области с культурным наследием и туристическим потенциалом территорий.
Пресс-центр Правительства
Взгляд через объектив - Межпоселенческая библиотека В Молодежном центре  библиотеки Абрамова   прошла встреча с одним из лучших фотографов России - Николаем Гернетом.
Межпоселенческая библиотека