Советник ректора по международному сотрудничеству САФУ Марина Калинина была директором Норвежско-Поморского университетского центра при Поморском государственном университете. Она рассказала о том, как началось сотрудничество России и Норвегии и какую роль в этом сыграл уникальный тогда международный центр.
— Марина Рудольфовна, расскажите, как и для чего в ПГУ был создан Норвежско-Поморский университетский центр?
— Норвежско-Поморский университетский центр был местом, где встречались языки и культуры, развивалось международное сотрудничество высших учебных заведений двух стран и реализовывались совместные проекты. Он существовал 17 лет — с 1993 по 2010 год, в нем зарождались и апробировались инновационные идеи. Наш центр стал общегородской площадкой для сотрудничества с Норвегией, и не только университетов, но и всех заинтересованных учреждений в Архангельске. На протяжении полутора десятков лет центр был мостом дружбы и взаимопонимания между университетами и нашими регионами. Центр появился вскоре после того, как были созданы политические предпосылки для сотрудничества. В первую очередь, это подписание Киркенесской декларации в январе 1993 года и последовавшая за этим российско-норвежская конференция в Архангельске «Баренц-регион: сотрудничество в сфере образования и научных исследований» — первый большой проект в рамках только что созданного Баренцева Евро-Арктического региона. В подготовку конференции были вовлечены министерства иностранных дел двух стран, правительство Архангельской области, университеты. В конференции приняли участие министры иностранных дел России и Норвегии — Андрей Козырев и Йохан Йорген Хольст.
21 апреля 1993 года в Архангельском аэропорту приземлился чартерный рейс Аэрофлота, на борту которого находились 120 норвежцев, прилетевших для участия в конференции, и этот рейс впоследствии стал предвестником регулярного авиасообщения между Архангельском и Тромсе, что позволило нам в течение 20 лет успешно осуществлять программы трансграничных академических обменов и развивать совместные проекты между университетами. 23 апреля состоялась торжественная церемония открытия Норвежско-Поморского университетского центра, который на последующие полтора десятка лет стал мостом дружбы и сотрудничества в сфере образования и науки между Архангельском и Северной Норвегией.
— А какие проекты реализовал за свою многолетнюю деятельность НПЦ под вашим руководством?
— Первый и самый важный проект, который мы запустили — преподавание норвежского языка. Помимо включения норвежского в учебные программы факультета иностранных языков Поморского университета, очень скоро его стали изучать факультативно студенты других факультетов, других вузов, а также все те, кому было интересно узнать о культуре и языке соседней страны. В Центре преподавался русский как иностранный для норвежских студентов, бизнесменов и для смешанных семей, таким образом, мы выполняли важную миссию распространения русского языка за рубежом. Первые проекты международного сотрудничества АГТУ и СГМУ тоже шли через наш центр, поскольку только там существовала возможность ежедневной коммуникации через выделенную международную телефонную линию и факс. Важно помнить, какое это было время: не было интернета и всех сегодняшних основанных на нем средств мгновенной коммуникации, и наша линия связи была практически «окном в Европу». Этой связью пользовались и родители тех студентов, которые в начале и середине 90-х уезжали на стажировки. Звонок за рубеж стоил достаточно дорого по тем временам, и мы давали им возможность поговорить со своими детьми. Важнейшей составляющей работы Центра стало развитие и администрирование обменных программ академической мобильности между Поморским университетом и университетами Норвегии. Здесь возникал большой блок задач в области межкультурной коммуникации, которые приходилось решать: консультации студентов и преподавателей, готовность к знакомству с другой академической средой, с другой культурной и социальной средой. Причем эта работа шла в обоих направлениях, так как приезжавшим к нам норвежским студентам также требовалась адаптация. Все это было чрезвычайно интересно, потому что это были именно человеческие контакты. Этот большой блок задач, заключавший в себе и работу с проектами, и ежедневные профессиональные контакты с зарубежными партнерами, не умещался в рамки формальных должностных обязанностей. Через такую нерегламентированную работу мы учились сотрудничать через границы — это было в чистом виде то, что называется «learning by doing» и чему нельзя научиться никак иначе, кроме как через опыт. Большим шагом вперед в развитии Норвежско-Поморского университетского центра стало создание в 1998 году Библиотеки Северных стран. Библиотека стала интеллектуальным и межкультурным ресурсом для развития скандинавистики в Архангельске.
— В этом году наш университет отмечает еще и 25 лет регулярного студенческого и преподавательского обмена между Архангельском и Тромсе. Какую роль в этом сыграл центр?
— Если мы будем иметь в виду регулярные программы обменов, обучение по полным программам, различного рода курсы и стажировки, то через Норвежско-Поморский университетский центр прошла не одна тысяча студентов. Программ было очень много, и большинство из них впоследствии были интегрированы в международную деятельность нашего университета. Например, популярная программа обменов «Архангельск — Тромсёе» действует уже на протяжении 25 лет, и мы чрезвычайно благодарны университету Тромсе за то, что на протяжении четверти века эта программа признается эффективной и получает финансовую поддержку. Помимо двусторонних программ мобильности, у студентов появляется много новых возможностей и в совместных научных и образовательных проектах, в которые, как обязательный, ключевой элемент, включена мобильность. В Поморском государственном университете благодаря сотрудничеству появилось англо-норвежское отделение, где, начиная с третьего курса студентам на базе Центра преподавали носители норвежского языка, после чего они уезжали на семестровое обучение в Университет Тромсе.
Норвежско-Поморский центр появился как проект двух университетов, и по прошествии нескольких лет сам стал инициатором и менеджером крупных международных образовательных и научных проектов. Многие из них были связаны непосредственно с созданием образовательных программ, например, «Бакалавр циркумполярных наук», которая по сей день пользуется в нашем университете популярностью у студентов. Кроме этого, в Поморском университете формировались новые направления подготовки, такие как «Рыночная экономика», «Социальная работа с различными группами населения», «Нефтяной инжиниринг». Все это было инновационными направлениями и способствовало развитию университета.
— А что, по вашему мнению, стало главным результатом многолетнего международного сотрудничества?
— Главным, на мой взгляд, является то, что в течение всего этого времени мы создавали возможности для молодежи, а молодежь эти возможности активно использовала. Под возможностями я подразумеваю не только некие заделы для будущей карьеры или те преимущества, которые давало знание иностранных языков. Я имею в виду и некие мировоззренческие вещи. Через эти стажировки люди приобретали новый опыт, и приходило понимание того, что необходимо сотрудничать и жить в мире, что у людей, живущих по обе стороны границы очень часто общие задачи, и что поиск совместных решений и обмен знаниями — это уникальная возможность эти решения поскорее найти. И если говорить о некоей миссии Норвежско-Поморского университетского центра, я ее вижу в том, что это была замечательная школа международного сотрудничества, и те знания и умения, которые тогда были приобретены, сегодня, как никогда востребованы. Еще один очевидный результат заключается в том, что в 90-е и нулевые была создана база сегодняшнего сотрудничества арктических университетов. И, пожалуй, самым важным результатом стало появление нового поколения молодых людей, которые прошли обучение и стажировки в зарубежных университетах, и это — самое главное изменение, которое произошло за 25 лет. Они смотрят на мир шире, они умеют слушать и выстраивать диалог с представителями других культур, и это тот человеческий капитал, который, несомненно, должен быть использован в регионе. Не будет преувеличением сказать, что роль, которую сыграл Поморский университет в подготовке кадров, огромна. Архангельск стал пионером сотрудничества и прочно занял свою нишу в области образования и науки.