С чем рифмуется цензура? Открытое письмо губернатору Архангельской области Игорю Орлову

С чем рифмуется цензура? Открытое письмо губернатору Архангельской области Игорю Орлову
Фото: tv29.ru

ИА «Беломорканал» публикует открытое письмо главного редактора журнала «Двина», писателя Михаила Попова губернатору Архангельской области Игорь Орлову. Речь идет о ситуации вокруг журнала «Двина» и вопиющем факте проявления цензуры.

 

 

С ЧЕМ РИФМУЕТСЯ ЦЕНЗУРА?

Открытое письмо губернатору Архангельской области И. А. Орлову 

Уважаемый Игорь Анатольевич! 

Всякий губернатор наверняка думает, кем и чем он останется в народной памяти или хотя бы в истории края, которым руководит. Вы, конечно, тоже этим озабочены, тем более на исходе последнего губернаторского срока. И тут я вынужден Вас озадачить, а то и огорчить. А ну как Ваше губернаторское имя свяжут с тем, что при Вашем правлении на Архангельском Севере вновь ввели цензуру, хотя Конституцией РФ таковая упразднена?!

Самому настоящему цензурному погрому, каковых не было даже во времена Аракчеева, Бенкендорфа и Дубельта, гонителей Пушкина, подвергся архангельский литературный журнал «Двина» №4/2017. Без ведома главного редактора, утайкой, когда я ушёл в отпуск, были сняты из подписанного мною номера семь публикаций – это большой кусок журнального объёма, – а вместо них поставлены случайные или не имеющие к теме выпуска, его концепции и композиции материалы. Что это, скажите на милость, как не цензура?

          История эта начиналась так. Номер «Двины», как всегда, созданный по согласованию с редколлегией журнала, я подписал 11 октября, надеясь, что он выйдет к дате означенной на обложке темы – 100-летию революцию. Однако миновал октябрь, пошёл ноябрь, а команды на печать руководство Издательского дома «Двина», в рамках которого существует наш журнал, всё не было. Сначала это объяснялось тем, что в связи со структурными изменениями в администрации области (агентство по печати преобразовали в департамент) идёт перерегистрация Устава, а затем руководство ИД стало говорить о недопустимости некоторых публикаций. Я поставил в известность членов редколлегии журнала ( это в основном – и члены правления Архангельской писательской организации). Они подтвердили нашу позицию, как по новой редакции Устава, так и по содержанию номера. В середине декабря, согласно графику, я уезжал в отпуск. В последний рабочий день, 16 декабря, мне положили на подпись какой-то документ и одновременно объявили, что необходимо срочно освобождать кабинет и переходить в другое помещение. Что было делать? Прежде всего, надо было озаботиться рукописями, документами и архивами журнала. По опыту предыдущих четырёх переездов в ИД «Двина» я знаю, что без собственного догляда может произойти непоправимое – исчезнут бесследно какие-нибудь материалы, а главное редкие рукописи. В поте лица своего я перетаскивал письменный стол, книжные шкафы,  книги…Увы, таков удел редактора журнала, в котором вся редакция – один человек: он и редактор, и ответственный секретарь, и технический редактор, и оформитель, а ещё и распространитель журнала, а ещё…и грузчик. На документ, положенный ко мне на стол, я глянул уже позже. Там давался перечень выражений из ряда журнальных материалов, которые, по мысли руководства ИД «Двина», не допустимы. При этом перечислялись уголовные статьи, но квалифицированного юридического обоснования, заверенного соответствующей рукой, там не было. В народе это называется «брать на испуг».                                                         

          Погром номера обнаружился уже после отпуска. Сразу подчеркну, что о намерениях перевёрстки номера  полноправный соучредитель журнала – АРО Союз писателей России – предупреждён не был, иначе согласия бы не дал. Исполнители проделали всё тихой сапой, неуклюже залатав образовавшиеся дыры, и при этом сменили имя редактора(!).

          Тут, уважаемый Игорь Анатольевич, есть над чем задуматься. Едва ли Вы лично давали  распоряжение убрать из вёрстки номера несколько материалов, это дело Ваших подчинённых, но ведь общее целеполагание исходит именно от Вас.                                                                                                                          

          В связи с этим  необходимо сказать следующее. Журнал «Двина» издаётся на государственные, то есть народные деньги. Строка в областном бюджете – это не деньги губернатора, правительства или областного совета, тем более – Издательского дома «Двина». А коли так, то народные деньги и должны использоваться, исходя из интересов большинства народа. Актив Архангельской писательской организации, – а это ещё раз напомню, полноправный соучредитель журнала «Двина», – убеждён, что думы, чаяния и надежды нашего народа знает лучше, чем Ваша, уважаемый губернатор, креатура, поскольку по своему социальному положению составляет с народом единое целое.

Номер журнала, посвящённый величайшему событию в истории человечества, – 100-летию Октябрьской революции, редактор и редколлегия готовили именно по народному камертону. Прослеживая историю минувшего столетия, мы старались представить по десятилетиям главное, что совершил и испытал наш народ, не утаивая ничего – ни побед, ни поражений, ни отступлений, ни потерь. Помнить всё, извлекая уроки из прошлого, – вот то, чем мы руководствовались, готовя этот номер. Но Ваши «доброхоты» взяли да отчекрыжили от того панорамного исторического зеркала кусок недавней и нынешней действительности, чем исказили  реальную историю и современность.

Напрочь, за исключением начального материала, ликвидирована анкета, посвящённая революции. Вопросы авторам «Двины»: что Россия обрела? что потеряла? чего нам ждать? - повисли в воздухе, хотя в народе никуда не исчезли. На эти вопросы отозвались четыре литератора - двое ещё молодых, третий постарше, четвёртый уже в изрядных летах. Чем не срез нашего общества? Один отозвался философски, увидев в революции и контрреволюции противоречие двух крайностей – коллективного и частного. Другой ностальгически вспомнил счастливое детство, которое пришлось на последние годы советской власти. Третий, проехав по обезлюдевшим областям России, выразил оторопь и смятения. А четвёртый, предрекая неизбежные перемены, разглядел в революции образ грядущего света. Честные мнения не равнодушных к судьбе Родины людей. Что в том крамольного, тем паче криминального? Или власть до того дошла, что стала бояться собственной тени? Миллионы соотечественников ездят на поездах вдоль и поперёк страны и видят повсюду одну и ту же картину: разорённые заводы и фабрики, заросшие травяной дурниной поля, разрушенные фермы и дома… И от того, что Ваши подручные вытравили эти картины со страниц журнала, из реальной жизни они никуда не исчезли.

И уж вовсе не поддаётся логике, почему вырубили из журнала очерк Владимира Личутина «Депутат из «чёрного списка». Гордость не только архангельской словесности, а и всей национальной литературы, живой классик, слово которого переживёт всех нынешних ливрейных деятелей, тоже попал под цензорский топор. И за что? За то, что правдиво и достоверно передал события теперь уже неближней давности, представив трагедию 91-93 годов образом депутата Верховного Совета СССР Альберта Буторина, нашего земляка, до последнего стоявшего на защите объятого пламенем Белого дома. Не понравилось, видишь ли, новоиспечённым цензорам, что автор очерка не ахти как лицеприятно отзывается о кумирах либералов – Горбачёве и Ельцине. Точно народ в подавляющем большинстве своём поминает их как-то иначе!

Плохую, скажем прямо, медвежью услугу оказывают власти помощники, затыкающие рот писателям. Писатель – язык народа. А голос народа – глас Божий. Истина старая, историей подтверждённая. Но, по всему, плоховато наши власти знают историю, особенно отечественную…

Выражая свой протест против произвола, учиненного Вашими, Игорь Анатольевич, порученцами, архангельские писатели всё ещё надеются, что здравый смысл, порядочность, демократичность и доброжелательность по отношению к представителям словесности в Вас возобладает, и Вы повернётесь к нам лицом. Ведь добрая народная память, на которую Вы наверняка надеетесь, и хранителями которой прежде всего служат летописцы-писатели, стоит того.

 

С уважением и пожеланием взаимопонимания –          

М.К.Попов

Главный редактор литературного журнала «Двина»

Секретарь Союза писателей России

Лауреат всероссийских и международных премий


Ещё новости о событии:

Самому настоящему цензурному погрому, каковых не было даже во времена гонителей Пушкина, подвергся архангельский литературный журнал «Двина».
12:23 15.01.2018 News29.Ru - Архангельск
С чем рифмуется цензура? Открытое письмо губернатору Архангельской области Игорю Орлову - Tv29.Ru
ИА «Беломорканал» публикует открытое письмо главного редактора журнала «Двина», писателя Михаила Попова губернатору Архангельской области Игорь Орлову.
17:31 14.01.2018 Tv29.Ru - Архангельск
 
По теме
Житель Няндомы подозревается в истязании несовершеннолетней дочери своей знакомой - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возбуждено уголовное дело в отношении 49-летнего жителя города Няндомы,
Следственный комитет
Это промежуточное звено между поликлиникой и онкодиспансером, а медицинская помощь в нем оказывается по полису ОМС Фото: пресс-служба Архангельской областной больницы Перед ЦАОП при областной больнице стоят две задачи:
Правда Севера
Правильное отношение и доверие: фотопроект в муниципальной онкологической клинике рассказывает истории выздоровления. - Сетевое издание Онега Специальный фотопроект рассказывает о пациентах и их врачах, которые стали единой командой и одержали победу в борьбе с болезнью.
Сетевое издание Онега
21 марта в посёлке Кривые озёра состоялся сельский сход - Сетевое издание Пинежье На встречу с местным населением приехали глава Пинежского округа Людмила Колик, председатель окружного Собрания депутатов Елена Хайдукова, главный врач Карпогорской районной больницы Светлана Тушина,
Сетевое издание Пинежье
В ГОСТЯХ У КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА - Сетевое издание Онега 27 марта – День театра. В этот день воспитанники подготовительной группы детского сада "Солнышко" совершили путешествие в сказочный мир театра кукол.
Сетевое издание Онега