Первому полёту знаменитого "Кукурузника" исполнилось 70 лет. Сегодня "АН-2" по-прежнему используют в малой авиации. Во Втором архангельском объединённом авиаотряде - 9 таких лайнеров.
Немного покачиваясь от ветра, он плавно снижается и заходит в аэропорт "Васьково". Пожалуй, самый узнаваемый самолёт в России, который вряд ли с чем-нибудь спутаешь. АН-2, или по другому "кукурузник", касается взлётно-посадочной полосы и выходит на рулёжную дорожку. Ему уже 70 лет. Вернее - первому полёту, который АН-2 совершил в 1947 году. Но до сих пор самолёт не потерял популярности. Выходя из салона "кукурузника", пассажиры делятся впечатлениями.
- Вполне комфортно. Так что летайте. - Не страшно? - Нет. Только качает.
10 пассажиров прилетели в Архангельск из отдалённых деревень области. И для них, АН-2 - единственный способ добраться до региональной столицы.
- Мы на него надеемся. Нам без него никуда. Так что 70 лет летает, пусть ещё 70 летает.
Почему же "кукурузнику" до сих пор не нашли замены? Ответ простой - конструкция самолёта. На многих маленьких аэродромах нет даже привычной для нас взлётно-посадочной полосы. По сути - чистое поле. Так вот, АН-2 - единственный лайнер, которому по большому счёту, без разницы куда садиться.
Игорь Ушаков, заместитель командира 2-го объединённого авиаотряда:
- У него довольно большие колёса, он садиться на многие размокшие грунты, не очень пригодные площадки - как и вертолёт. И в отличии от иностранной техники, отлично себя зарекомендовал. Замены ему нет.
Виктор Сергеевич - заслуженный лётчик России. 40 лет отработал на АН-2. Для него этот самолёт незаменим не только в плане техническом, но и душевном. Говорит: главное, чем хорош "кукурузник" - им управляет пилот, а не компьютер - как на современных лайнерах.
Виктор Тихонин, заслуженный лётчик России:
- В современных самолётах они являются операторами. В основном всё делает машина. Но ведь надо и уметь. Это техника, если что-то вышло из строя, надо уметь пилотировать самому.
К тому же, как говорят пилоты, самый узнаваемый российский самолёт-долгожитель ещё и самый безопасный. Если вдруг в воздухе у него откажет двигатель, благодаря своей конструкции "кукурузник" можно пилотировать и спокойно приземлиться. А для торможения воздушному судну хватит всего 80 метров. Именно поэтому он всё ещё незаменим для российской глубинки.
(Видеоматериал подготовили: Алексей Целищев, Александр Чалков)