Об обязанности продавцов предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами
В Управление Роспотребнадзора по Архангельской области (далее – Управление) обратился потребитель с жалобой на нарушение его прав при отказе продавцом в удовлетворении требования предоставить ему на период ремонта сварочного аппарата товар, обладающий теми же основными потребительскими свойствами. В этой связи Управление информирует.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон о защите прав потребителей) в отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
Товары, на которые указанное требование не распространяется, установлены в Перечне товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Следует отметить, что сварочные аппараты в указанный Перечень не входят.
Предоставление товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, в пользование потребителя осуществляется только по его требованию. При этом Управление рекомендует оформить указанное требование письменно.
На основании положений, изложенных в п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей, за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные ст. 20 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные ст. 18 Закона о защите прав потребителей (п. 2 ст. 23 Закона о защите прав потребителей):
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.