Студенты специальности «Химическая технология» не только исследуют свойства материалов в лабораториях, но и работают со сложным программным обеспечением производства.
Оптимизация производства и получение качественного материала — главная задача химика-технолога. Выполнять расчеты и моделировать результаты специалисту помогает программное обеспечение, которым оснащены все современные производства.
«Изначально компьютер — средство выполнения расчетных задач. Именно решение таких сложных математических задач тормозило в свое время развитие инженерной мысли, технологии, техники. Как только появилась возможность резко ускорить выполнение расчетов, техника и технологии стали бурно развиваться. Ведь для того, чтобы спроектировать новый материал, изделие или конструкцию, требуется выполнить большой объем вычислительной работы, связанной с моделированием реальных процессов, систем и технологий. Сегодня все процессы производства проектируются на компьютере, а после этого их внедряют в производство» — рассказал Яков Казаков, заведующей кафедрой целлюлозно-бумажных и лесохимических производств.
Как отметил ученый, все нововведения сначала реализуются в виде математической модели в компьютерной программе, которая помогает визуализировать эту самую модель и все процессы.
Сейчас перед специалистами стоит задача не только разрабатывать новые системы, но и обучать персонал. Так как производство управляется с помощью компьютеров, то нужно специальное программное обеспечение, а, чтобы научить людей им пользоваться, необходимы тренажеры. Для тренажеров пишут специальные программы, которые в точности моделируют оборудование реального производства. Поэтому, программист должен знать особенности сферы деятельности, для которой пишется программа. Инженер-технолог должен владеть современными технологиями моделирования, выполнения расчетов и проектирования, именно этому учат на кафедре, отмечает Яков Казаков. Студенты изучают и основы проектирования предприятий бумажной промышленности. В этот курс с начала 2000 годов был введен раздел по трехмерному проектированию цехов и установок. Знание и желание совершенствовать программы для производства и работать с программным обеспечением позволяют химикам стать специалистами в перспективной отрасли. Увидеть своими глазами, как из древесины производится целлюлоза и как делается бумага, студенты могут в Инновационно-технологическом центре «Современные технологии переработки биоресурсов Севера». Там же на тренажерах они имеют возможность научиться учатся управлять технологическим процессом изготовления бумаги.
Выпускник программы будет и технологом, и квалифицированным пользователем программного обеспечения. Студенты изучают не только оборудование целлюлозно-бумажного производства, но и вычислительную математику в химической технологии, компьютерные технологии и проектирование технологических процессов. Инженер должен иметь представление о том, как проектируется новый технологический процесс, как его модернизировать. Для этого надо рассчитать и определить температуру, расход материалов, какого размера должно быть оборудование. Например, одна из программ, которую создали химики-технологи и программисты, помогает оценить свойства бумаги. В ней можно задавать параметры процессов и узнать, насколько бумажное полотно будет прочным. Можно отследить параметры и свойства. Программа рассчитывает и делает модельный лист, и оптимизация сначала выполняется на компьютере, а потом переносится на производство с уже определенными свойствами. В таком проекте решаются серьезные математические задачи.
Еще одно направление использования современного программного обеспечения — создание трехмерной модели современной бумагоделательной машины с применением САПР-технологии. На ней можно увидеть реальную бумагоделательную машину во всех подробностях и даже посмотреть на цех, в котором она расположена. такую модель, например, сделал студент, вернувшийся с практики на бумажной фабрике в г. Рыбинск.
Студенты в рамках выпускных квалификационных работ создавали трехмерные модели реального производства, симуляторы реального процесса, разрабатывали программы для выполнения балансовых расчетов. Все это — большое подспорье для того, чтобы влиться в производство.
«Мы готовим инженеров-технологов целлюлозно-бумажного производства по программам бакалавриата и магистратуры направления „Химическая технология“, профиля „Химическая технология обработки древесины“. Наши выпускники работают в проектных организациях и сервисных фирмах, где занимаются оптимизацией материалов, введением в технологию новых химикатов. Выпускники, владеющие навыками создания программного обеспечения, пригодятся на любом предприятии. Ведь для того, чтобы создать программа, нужно хорошо знать производство. Эта специальность очень востребована у работодателей, у нас выпускников меньше, чем запросов с предприятий на них».