Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 19 августа, в праздник Преображения Господня, совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. Владыке сослужили епископ Котласский и Вельский Василий и епископ Плесецкий и Каргопольский Александр.
За богослужением митрополит Даниил рукоположил чтеца Иоанна Скрипника в сан диакона. Священнослужитель прибыл в Архангельскую епархию после окончания магистратуры Сретенской духовной семинарии в Москве.
«Сегодня праздник, когда преображается всё вокруг, когда мы должны внутренне преобразить себя, — сказал митрополит Даниил в проповеди. — В подтверждение этого Церковь освящает плоды земные, чтобы напомнить нам, что каждый должен принести Творцу плоды внутреннего покаяния. Все мы приняли искорку Божественной благодати в таинстве Крещения, а теперь наша задача — постоянно раздувать эту искорку, постоянно следить за ней, сохранять и преумножать полученную благодать, чтобы искорка превратилась в огонь, способный просветить и согреть самого человека и людей, которые рядом. Для этого нужно вести борьбу в глубине своего сердца, которая, по словам святителя Феофана Затворника, заключается в способности заменять страсти добродетелями. Страсть гнева, например, вытесняется кротостью. Страсть невоздержания — воздержанием. Эгоизм, который у нас всех зашкаливает, нужно отодвинуть, а на его место поставить любовь Христову. В этом и заключается наше делание. Внутренней красотой наделен каждый человек от Бога. Наша задача — возродить эту красоту, чтобы радовать всех вокруг».
Архипастырь отметил, что рад молиться вместе с другими архиереями: «Мне приятно в этот день совершать Литургию вместе со своей митрополией в лице двух епископов. Еще один владыка — епископ Нарьян-Марский Иаков — сегодня трудится на поприще особенного послушания, на Новой Земле, поэтому он не смог быть с нами. А мы после этой Литургии отправимся на Соловки. Завтра туда прилетит Святейший Патриарх Кирилл, и мы вместе с ним будем совершать Литургию».
Напомним, что сегодняшний праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк.9:29).
Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении или возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой. Праздник отмечали уже в IV веке, о чем свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века жертвовали в храм для совершения Таинства Евхаристии. Очевидно, что освящение плодов в этот день приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей.
Народное название — Яблочный Спас — праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая, а там, где его нет, — яблоки.
Пресс-служба Архангельской епархии