Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил в Светлую Среду,19 апреля, совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья.
«Светлая седмица продолжается, мы вновь совершили Литургию, получили радость о Воскресшем Господе, — сказал владыка в проповеди. — Эту радость мы должны всячески поддерживать. И для этого мы приходим в храм».
Далее владыка отметил, что все люди радуются в разной степени: «Радость — это выражение любви, благодати, которую человек принимает в сердце. Как узнать, любит человек Бога или нет? Любовь начинается со смирения пред Богом. Если человек говорит, что ему не нужно послушание, смирение, но сразу он хочет иметь любовь, он ее никогда не получит. Есть псевдолюбовь и псевдорадость. Сектанты буквально понимают слова апостола Павла, призывавшего всегда радоваться, и заставляют себя искусственно улыбаться, но получается не улыбка, а гримаса. У нас по-другому. Господь приходит в наше сердце через смирение, дает нам мир, который выражается в осознании того, что мы последние грешники и недостойны того, чтобы нас любил Бог. Это правильное состояние христианского сердца. Чтобы любви было больше, нужно постоянно благодарить Бога. Святитель Амвросий Оптинский писал, что мы должны быть довольны своим положением и благодарить Господа. Когда у нас что-то не получается, нас обижают, клевещут на нас, а мы молимся за обидчиков, тогда радость преизобильно изливается в наше сердце. Так радовались апостолы, выйдя из синедриона избитыми. Мудрецы не находили аргументов против учеников Христовых, и поэтому решили запретить им свидетельствовать о Господе Воскресшем. Но вышли из синедриона апостолы с радостью великой, потому что они пострадали за Христа. Господь дает радость, когда сами заставляем себя хоть немного страдать, так происходит в пост: чем больше человек утеснил себя и смирился пред Богом, тем больше будет его пасхальная радость».
Архипастырь предостерег верующих, дабы они в светлые дни Пасхи не стали жертвами диавола: «Некоторые думают, что в Пасху христиане должны быть мирными, добрыми, любвеобильными. А святитель Феофан Затворник считал по-другому: он писал, что в этот период мы должны в себе возгревать ненависть и вражду. Что это писал святитель? Он писал о ненависти к диаволу, потому что именно в этот период враг рода человеческого особенно старается примирить нас с грехом. Враг рода человеческого предлагает нам после постных подвигов дать себе волю во всем. В таких условиях самое главное — иметь ненависть. Ко греху. Он пришел к нам через непослушание. Господь победил смерть, следовательно, грех отошел. Если же мы погружаемся в него, значит, к нам опять приходит смерть, и тогда радости быть не может. Будем хранить благодать, которую Господь дает в эти праздничные дни!»
Светлая Седмица — первые семь дней празднования Святой Пасхи. На Светлой Седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!»
Пресс-служба Архангельской епархии